Воспитываем мальчика и девочку: в чем разница?

Эксперт: психолог Екатерина Александровна Бородаенко

А.С. Макаренко

А.С. Макаренко © Wikimedia CommonsНаследие Макаренко столь велико, что существует даже такое направление науки как «макаренковедение». В 1988 году ЮНЕСКО признала А.С. Макаренко одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности.

Главным делом жизни Антона Семеновича было воспитание педагогически запущенных детей, морально искалеченных жертв социальных бед. Основа его методики – это воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими трудовыми целями, а дисциплина держится на авторитете лидеров. Однако и проблемам семейного воспитания великий педагог посвятил немало трудов, поскольку, по его собственному мнению, «дети, имеющие семью, нисколько не легче и не проще беспризорных».

А вот и некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко, которые – мы уверены – будут интересны и современным родителям:

– Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира.

– Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания.

– Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

– Любовь нужна требовательная.

© U.S. Army / Flickr / CC-BY-2.0

– Мы требовать должны, но предъявлять исключительно посильные требования… Всякое превышение может только калечить.

– Наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо.

– Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания.

А.С. Макаренко

– Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. <…> Вообще воспитание сдержанности, торможение движений – прежде всего.

Читайте также:  Готовность ребенка к садику: как определить, какие навыки должны быть

– Точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания.

– Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Что происходит с девочкой, которую воспитывают по мужским правилам?

Никто не говорит о том, что у девочки что-то получится хуже, чем у мальчика. Вовсе нет: она прекрасно сможет и в горящую избу войти, и коня на скаку остановить, и топ-менеджером стать, и поднять штангу. Но к чему это приведет в результате, наряду с общественным признанием?

  • к деградации и нежеланию выполнять женские функции: быть женой, матерью и просто человеком, который умеет проявить мягкость и довериться;
  • к психологическим проблемам: когда девушка, освоившая мужскую модель поведения, получает от мужчины только сексуальные взаимоотношения по принципу «равенства» и не получает защиты, заботы и понимания;
  • к физическим проблемам и заболеваниям женской репродуктивной системы, поскольку организм не выполняет функций, заложенных природой.

Да, мы научили девочек быть стойкими и посещать секции тайского бокса. А мальчиков научили готовить борщ и быть аккуратными. И это вовсе не плохо, потому что осваивать новые навыки полезно. Другое дело, что «женские» навыки и дела перестали быть уважаемыми и достойными, а мужские возводятся в культ.

В результате мужеподобные женщины совсем не умеют строить и беречь отношения с мужчиной и не знают ничего о женском достоинстве. А мужчины предпочитают гражданские браки и не имеют понятия об ответственности. И оба пола задают друг другу вопросы без ответов: «Где же рыцари и почему мужчины перестали ухаживать?» — интересуются женщины, «Куда делись настоящие женщины?» — спрашивают мужчины.

Но ведь именно родитель закладывает в ребенке природу его личности с учетом правил гендерного воспитания мальчиков и девочек.

Традиции воспитания детей в Индии

В Индии обычно большие семьи и у малыша всегда есть несколько братьев и сестер. К обществу учат относиться, как к своей большой семье. По традиции, воспитание детей с раннего возраста объединяют с их образованием. Подготовительные школьные классы фактически соответствуют нашему детскому саду, и ребенок может начать учится уже в 2-3 года. Школы выбирают платные, если у семьи есть хотя бы небольшой материальный достаток. Индийцы считают, что уровень знаний, получаемых детьми в муниципальных (бесплатных) школах очень невысокий, поэтому отдавать в них детей на обучение – не престижно.

Согласно традиции, воспитание детей в Индии базируется на основных положениях индуизма. Это основная религия, исповедуемая большинством населения страны, в свете которой малышей учат сдерживать эмоции, демонстрировать силу духа и жизненный оптимизм, контролировать не только свои поступки, но и мысли. Богатое культурное наследие Индии влияет на художественное развитие подрастающего поколения. Музыка, танцы, песни воспитывают в малышах восприятие красоты и гармонии окружающего мира.

Современное воспитание детей: особенности и актуальные проблемы

Проблемы воспитания и обучения возникают у многих родителей с первых дней появления малыша на свет. Но более актуальными они становятся, когда ребенок начинает проявлять характер – часто капризничать, не слушать родителей и др. Но именно семья ответственна за то, каким будет ребенок в будущем, какие принципы, убеждения ему привьют родители.

Невозможно представить развитие ребенка полностью без вмешательства взрослых, но и не следует допускать полного контроля над жизнью малыша. В первом случае в будущем получится разгильдяй, а во втором – человек, которому сложно адаптироваться в коллективе, личность без идей и убеждений.

Особенности современного воспитания

Во все века применялись разные методы воспитания и обучения: в Средневековья и до XX века основным считалось применение грубой силы к ребенку, подавление его интересов и увлечений. Наши прабабушки и прадедушки почитали своих родителей, никогда не перечили им. Для них поведение современных детей было бы удивительно.

 С недавнего времени все изменилось: появилось множество кружков дополнительного образования, качество основного образования улучшилось – ребенок получил право выбора. Рассмотрим, как строится воспитание и обучение сегодня:

  • Современные дети имеют множество талантов, которые можно применять в будущем. Они не вписываются в жесткие рамки, но очень верят в свои возможности. Ребенок реализуется в искусстве, причем его направления достаточно обширны.
  • Современное семейное воспитание основывается на уважении мнения детей. Родители стараются услышать своих детей, не поддавать критике их идеи и мнения. В самом начале развития ребенок «копирует» своих родителей, поэтому важно показать все аспекты жизни с правильной стороны. Дети сразу чувствуют, кто «хороший», а кто «плохой». В дошкольный период происходит закладка мировоззрения на всю жизнь. В школьном возрасте ребенок должен знать все нюансы общения и быть подготовленным к трудным коллективам.

Воспитание на разных этапах жизни ребенка

На возникновение проблем зачастую влияет окружающая среда. Ребенок ежедневно получает огромное количество информации, некоторые факты вызывают много вопросов и неподдельный интерес. Однако, чрезмерные нагрузки могут плохо сказываться на его психике.

В каждом возрасте возникают свои проблемы.

  • В дошкольном возрасте формируется характер. Поэтому ребенок зачастую следует своим инстинктам, хочет быть свободным и понятым. Он не может понять запретов, отсюда возникают семейные конфликты. Избежать их можно лишь с помощью адекватного поведения в обществе малыша.
  • Одним из самых трудных считается младший школьный возраст. Дети знакомятся, чувствуют свободу от родительского надзора.
  • В подростковом возрасте все взгляды сформированы, ребенок требует еще больше свободы: от нелюбимых уроков, от родительского и учительского контроля, требует понимания в своих первых любовных увлечениях. Он нуждается в доверительных отношениях с родителями.
  • Перейдя подростковый порог, уже редко какой ребенок полностью слушает мнение своих родителей. Он пробует на себе все запреты. Чтобы он не допускал роковых ошибок, родители должны идти на компромисс, прислушиваться к мнению ребенка.