Влияние компьютерных игр на здоровье детей

Игра – неотъемлемые часть детской природы. В игре ребенок развивается и, в какой-то степени, познает себя. Современные технологии уже давно поделили нашу жизнь на реальную и виртуальную. Вот и дети все реже бегают по улице, играя в «Казаки разбойники», и все чаще соперничают с виртуальными героями на просторах компьютерных игр. Поэтому родители должны знать, как компьютерные игры влияют на человека.

Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. В 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.

Исследование стоимостью 300 миллионов долларов продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день. Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить.

Также, согласно отчёту, дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами. К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Психологи из университета Калгари (Канада) объясняют отставание в развитии тем, что увлечённые смартфонами дети пассивны и слабо взаимодействуют с окружающими.

Подобное исследование в России летом 2019 года заказало Министерство просвещения. В течение трёх лет учёные будут изучать, как гаджеты влияют на здоровье школьников. Ранее в 2016 году директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких отмечала, что у 60% детей в 6-7 лет не сформирована речь. К таким выводам академик пришла после исследования, охватившего 60 тысяч первоклассников из разных регионов. Проблемы с речью выражались в скудном словарном запасе, неумении вести диалог и составлять простые рассказы. Скорее всего, с ребёнком в младшем возрасте не занимались родители либо они что-то упустили.

«Ко мне на консультацию приходила мама трёхлетней девочки. Она запаниковала, потому что обучала ребёнка по айпаду. Мама скачивала полезные игрушки, например, где нужно перемешать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные кружочки и квадратики, та даже в руки их не смогла взять. У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Девочка не могла оценить, как далёко от неё находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У неё всё рушилось, ребёнок плакал, мама не знала, что делать. Ребёнку в три года пришлось выстраивать то, что не было сделано в год», – рассказывает казахстанский психолог, арт-терапевт Елена Смольянинова.

Также от мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Об участившихся проблемах с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста высказываются и британские педиатры. Они описали случай, когда ребёнок к первому классу не научился правильно держать карандаш из-за неразвитости тонких мышц пальцев. Мама шестилетнего мальчика рассказала, что классические игрушки ребёнку заменил iPad. По словам главного педиатра фонда Heart of England Trust Салли Пейн, легче дать ребёнку гаджет, чем занять его физической деятельностью. Например, сбором конструктора, созданием аппликации и другими видами развивающей активности.

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
  2. Сетевая зависимость (сетеголизм). Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.
Читайте также:  Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

  1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
  2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
  3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
  4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети, поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
  5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»! — Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
  6. Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
  7. Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
  8. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять, его ничем невозможно заинтересовать.
  9. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Читаем также: Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы).

Рекомендуем к просмотру видео: компьютерная зависимость — как мы убиваем детей:

(Ужас)

Видео 2 — Интернет зависимость у подростков:

Ребенок и компьютер: "за" и "против"

Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой – посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».

Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за»:

  • Развитие ребенка. Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
  • Учеба в школе. Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
  • Мобильная библиотека. Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.

Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.

  • Полезный досуг. Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.

Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против»:

  • Глаза. Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения – глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.
  • Позвоночник. Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
  • Мышцы рук. Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
  • Центральная нервная система. Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
  • Проблемы с весом. Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
  • Социализация и общение со сверстниками. В настоящее время социальные сети – это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства – все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.
Читайте также:  Во сколько можно чистить уши новорожденному

Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.

Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.

В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.

Как компьютерные игры влияют на психику ребенка?

Игромания у детей – это заболевание. Взрослые должны помнить о том, как компьютерные игры влияют на психику ребенка. Опасность виртуального мира подстерегает малышей и подростков. Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребенка. Чтобы полноценно развиваться, ребенку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребенок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребенка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребенка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно. Поэтому нужно помнить о влиянии компьютерных игр на психику детей.

Причины возникновения

Изолирование от внешнего мира Если верить статистике, то каждый седьмой человек в стране, имеющей развитую цивилизацию, зависим от мобильных телефонов. Для многих людей катастрофа забыть мобильник дома. Большой стресс вызывает разряженный телефон или отсутствие связи. Давайте рассмотрим, что собой представляют причины мобильной зависимости в подростковом возрасте.

  1. Изолирование от внешнего мира, страх беспомощности. Благодаря мобильнику человек имеет связь с друзьями и близкими. Есть возможность при необходимости вызвать помощь.
  2. Наличие календаря, часов, калькулятора и других опций в телефоне.
  3. Влияние рекламы. Детская психика очень подвержена тому, что показывают по телевизору. Они стремятся заполучить все, что видят в рекламе.
  4. Страх одиночества. Мобильник позволяет общаться с множеством людей посредством звонка или отправлением сообщений, узнавать новости из их жизни.
  5. Иллюзия безнаказанности, социальности. В смартфонах можно сидеть на форумах, общаться в соцсетях, несмотря на свои комплексы и проблемы, находить много друзей.
Причины возникновения

Существует множество причин, по которым может возникнуть зависимость от подобных инновационных устройств.

  1. Одной из таких является страх ребенка остаться наедине без привычного общения. Смартфон является источником общения. С помощью этого аппарата подростки обмениваются новостями в соцсетях.
  2. Еще одной причиной возникновения зависимости является стремление быть нужным. Многие подростки ведут свои каналы на ютубе и стараются заработать максимум лайков и одобрительных комментариев. Для получения всего этого необходим мобильный телефон.

Стремление к популярности — еще одна причина возникновения зависимости

Причины возникновения

Чем опасна компьютерная зависимость?

Некоторые родители недооценивают вред подобной увлеченности, считая раннее знакомство с высокими технологиями своеобразной нормой. На самом же деле зависимость от гаджетов способна нанести серьезный вред детскому организму и психике.

  • Электромагнитное излучение. Специалисты уверяют, что воздействие электромагнитных волн, которые излучают компьютеры, может привести к гормональным нарушениям, нервным расстройствам, снижению иммунитета и даже к онкологии.
  • Психическое напряжение. Детская психика еще не способна справиться с огромным потоком различной информации, которую получает ребенок. Излишняя нагрузка на нервную систему делает детей импульсивными, раздражительными и агрессивными.
  • Последствия гиподинамии. Сидячая поза способна привести к лишнему весу, сутулости и остеохондрозу. Манипуляции с мышкой вызывают неприятные ощущения при движениях пальцами и запястьем.
  • Проблемы со зрением. Острота зрения начинает понижаться уже через шесть месяцев постоянного нахождения перед монитором. Часто у детей возникает так называемый синдром «сухого глаза», который проявляется резью, постоянным зудом в глазах.
  • Напряжение шейного отдела позвоночника. Из-за сидячего положения и нагрузки на шею страдают сосуды головного мозга. Недостаток их кровоснабжения приводит к кислородному голоданию, вегето-сосудистой дистонии. У ребенка возникают постоянные мигрени и головокружения.
  • Узкий круг интересов. Детям интересны лишь игры, соцсети и форумы. Зачастую в их виртуальной жизни не остается места для чтения литературы, посещения библиотек, театров, музеев. Привычка общаться короткими сообщениями без соблюдения правил русского языка приводит к снижению грамотности.
  • Уменьшение социальных контактов. У ребенка снижается желание общаться с людьми. Он становится замкнутым, не умеет поддерживать беседу, договариваться и решать даже самые простые повседневные проблемы.

Компьютерная зависимость у подростка — как помочь ребенку

Если вы заметили перечисленные выше симптомы, пришло время действовать. Сообщите ребенку, что у него зависимость и вы собираетесь предпринять все меры, чтобы исправить ситуацию. Обратите внимание, при каких обстоятельствах школьник обращается к компьютеру.

Специалисты отмечают, что любая зависимость имеет психологическую причину, это могут быть конфликты в семье или среди сверстников, переживания связанные с недостаточным финансовым обеспечением, недостаток внимания со стороны близких.

Вместе определите способ использования интернета и потраченное на него количество минут. Если договоренность не дала положительного результата, отключите интернет, это действие значительно снизит желание подходит к компьютеру.

Удаление компьютерных игр — должно быть с обоюдного согласия, вы должны показать, что уважаете личность ребенка и его пристрастия, но при этом, беспокоитесь за здоровье. Объясните, к чему приводит зависимость — ухудшению зрения, физической формы, развитию сколиоза.

Посмотрите фильмы по этой теме, почитайте статьи. Делайте все возможное, чтобы отвлечь от игр, например, сходите в кино, на выставку, прогуляться в парк. Вспомните, какие увлечения были до этого момента, если ребенок собирал лего, купите новый набор.

Займите все его свободное время — уроками, походами по магазинам, разговорами на различные темы. Приглашайте в гости друзей и родственников. Через несколько дней активной занятости можно заметить значительные улучшения в поведении и учебе.

Если самостоятельно решить проблему не удается, обратитесь к психологу и неврологу. Психолог найдет истинную причину, связанную с компьютерной зависимостью и подскажет, как лучше действовать.

Обследование у невролога не будет лишним, поскольку ребенок учится в школе и организму необходима серьезная помощь для восстановления эффективной работоспособности.

Причины развития зависимости от игр

Главная причина, по которой возникает компьютерная зависимость, носит социальный характер. Дети могут брать пример с родителей, особенно отца, который тоже увлекается играми. Потому так важно демонстрировать ребенку положительный пример. Помните, подростки учатся не на наших словах, а на наших действиях. Компьютерная игровая зависимость обычно развивается в семьях, где родители мало времени проводят с детьми. Подростки ищут, чем заменить здоровое общение, и находят отраду в играх.

На формировании негативной привычки также сказывается окружение подростка. Чтобы наладить отношение со сверстниками, он подражает одноклассникам, друзьям, которые много времени проводят за монитором, планшетом или телефоном. Быть в курсе новых игр – значит быть своим. Родители, заметившие назревающую проблему, могут отвлечь ребенка от компьютера, предложив интересное для всех семейное времяпровождение (поход, настольные игры, футбол, разгадывание шарад). Справиться с проблемой легче, когда она только назрела. Поэтому не откладывайте поиски выхода из ситуации на потом.

Причины развития зависимости от игр

Желание играть повышенно у детей, которые не знают, чем заняться. Стоит предложить подростку записаться в кружок авиамоделирования, сходить на пробный урок карате или заняться современными танцами, игрой на гитаре. Возможный вариант – это изучение компьютерных технологий. Подросток узнает, как делать несложные программы, что нужно выучить для создания игр. Чем хорош последний вариант – ваш ребенок будет заниматься любимым делом, при этом станет проводить время за компьютером с пользой.

Если проблема сложная, и у подростка развилась стойкая и болезненная психологическая зависимость, как от химических веществ, обязательно обращайтесь в реабилитационный . Специалисты помогут зависимому осознать свою проблему, найдут причины ее возникновения. Пациент научится нести ответственность за желания и сможет давать им оценку. Врачи продемонстрируют, что интернет-зависимость – это не единственный источник счастья, спокойствия и эйфории, что достигать этих чувств можно альтернативными путями.