В каком возрасте начинать учить ребенка читать

В наше время сложно представить себе современное общество, которое смогло бы прожить без письменности. На сегодняшний день умение читать один из самых необходимых навыков, позволяющих получать информацию и обмениваться ей с другими людьми, поэтому каждый человек по мере своего взросления должен развить это умение.

Действуем последовательно

Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…

Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.

Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?

  • Строго следовать теме.
  • Выделять ее границы.
  • Выбирать идею.
  • Составлять план работы.
  • Подбирать материалы к сочинению.
  • Соблюдать структуру плана.
  • Писать вступление и заключение.
  • Работать с черновиком.

Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.

Почему нельзя начинать обучение чтению слишком рано

С самого своего рождения ребенок начинает познавать наш мир. Развитие способностей малыша происходит линейно, поэтапно, его нельзя видоизменить или ускорить. Дети младше пяти лет мыслят картинками, образами, им трудно воспринимать информацию в виде букв или знаков. Даже изучив алфавит, ребенок не сможет прочитать предложение, поняв его смысл. Он будет произносить каждый слог или слово, не запоминая сути.

Читайте также:  Как обучить детей чтению: с чего начать и в каком возрасте

Раннее начало таких занятий также ведет к проблемам со здоровьем, так как вызывает сильное умственное напряжение, при котором непропорционально усиливается приток крови к мозгу, что вредит другим органам малыша. К тому же необходимо учесть, что глаза ребенка не приспособлены к длительному зрительному напряжению, которое возникает при изучении букв и чтении текста. Последствием может стать ухудшение зрения (близорукость).

Так как полушария мозга отвечают за разные сферы умственной деятельности, несвоевременное начало занятий может привести к недостатку образного мышления у детей. Если начать обучение чтению слишком рано, то левое полушарие, отвечающее за логику, речь и анализ, будет развиваться быстро, но не рационально. Оно замедлит развитие наиболее важного в раннем детстве правого полушария, отвечающего за воображение, мечты, эмоции, музыкальный ритм и восприятие цвета.

Учитывая то, что дети познают в форме игры, стихи, сказки, мультфильмы не развлечение, а необходимые инструменты для изучения устройства мира. Через них малыш узнает о таких социальных понятиях, как добро и зло, сопереживание и сочувствие, дружба и любовь, честность и преданность. Слишком раннее смещение поля зрения детей с игры на умственную работу приводит к тому, что эмоциональное развитие притормаживается. Восполнить недостаток так называемого социального интеллекта редко представляется возможным в старшем возрасте, что может привести к:

  • отсутствию эмпатии (способности понимать эмоции других людей, сопереживать им);
  • сложности самопознания (трудности с верной трактовкой своих эмоций, узнаванием своих сильных и слабых сторон, определением личных принципов и жизненных ценностей);
  • взращиванию замкнутости и неуверенности в себе;
  • появлению различных комплексов на фоне трудности построения доверительных отношений с другими людьми;
  • потере мотивации и желания учиться.

История знает массу талантливых людей, многие из которых были развитыми с самого раннего возраста, но зачастую вундеркинды не могут похвастаться приспособленностью к окружающему миру и личным счастьем. По этой причине нужно стремиться вырастить из малыша социально приспособленную личность, а образование начинать своевременно.

Читайте также:  Инструкция по использованию газоотводной трубки

Как научить ребёнка писать диктант в домашних условиях

Дорогие мамы, первое, что вы должны признать и понять, — это то, что вы не являетесь специалистами. Если вы не логопед и не преподаватель русского языка, не старайтесь научить ребёнка сами. Не понимая сути процессов, происходящих при формирования навыка, вы можете навредить ребенку. Если у вашего чада проблемы с русским в школе, прежде всего сходите к логопеду, исключите дисграфию и дислексию, а потом решайте, что делать дальше. Не пытайтесь обучить дисграфика по обычным учебникам, сами вы, скорее всего, даже не сможете верно определить вид дисграфии.

Если ребёнок не может писать в школе диктанты, но патологий у него не выявлено, вы имеете дело с обычной запущенностью. Здесь поможет обычный репетитор. Наймите рекомендованного учителя и можете дальше не читать.

Раз вы дочитали до этого абзаца, значит, решили обойтись без репетитора. Что ж, наше дело предупредить. Но хотя бы воспользуйтесь нашими советами.

Начнём с азов дидактики. Текстовый диктант является контрольным, а не обучающим мероприятием. Научить писать диктанты, бесконечно изводя ими ребёнка, не получится. Вы должны пройти следующие этапы:

  • ребёнок узнаёт, как правильно пишется слово и почему,
  • ребёнок проговаривает каждое слово по слогам,
  • ребёнок списывает слова или фразы, содержащие эти слова,
  • ребёнок вставляет пропущенные буквы в 20 — 50 словах,
  • ребёнок пишет отдельные слова под диктовку,
  • ребёнок пишет под диктовку словосочетания, включающие отобранные слова, и комментирует каждое слово,
  • ребёнок пишет под диктовку словосочетания, включающие отобранные слова,
  • ребёнок пишет текстовый диктант, включающий отобранные слова, и комментирует каждое слово,
  • ребёнок пишет текстовый диктант, включающий отобранные слова, на оценку.

На каждом этапе ошибки неизбежны. Анализируйте эти ошибки и возвращайтесь к предыдущим этапам работы. Переходите к следующему этапу, когда ошибки на предыдущем исчезнут. Это значит, что до текстового диктанта вы доберетесь спустя недели и даже месяцы. И это будет действительно контроль.

Читайте также:  Ежедневный уход за новорожденным: основные процедуры

И даже в этом случае ошибки повторятся. Правильно не ругать ребёнка (это пусть в школе ставят на вид, а вы — хороший родитель), а переписывать тот же текст по несколько раз, пока не получится написать его чисто. Между повторными диктантами учите проблемные слова: работайте со словарём, напишите их на карточках, которые можно листать в руках, напишите большими буквами и повесьте на стену.

Слова для такой работы можно отбирать по-разному. Начните с тех слов, которые в школьном учебнике обведены рамочками или написаны в конце учебника. Со словами, рекомендованными для заучивания в каждом классе, уже составлено много диктантов. Купите любой сборник.

Можете плясать от обратного: возьмите интересные вашему ребёнку тексты, выпишите из них сложные слова и начните работу. Итогом будет диктант по любимой книге ребёнка.

Загляните в раздел Тексты. Там много диктантов, состоящих из словарных слов. Кроме того, есть дикторские записи этих диктантов в mp3.

Ответ на вопрос о том, как научиться писать грамотно диктант, может быть существенно расширен. И весь этот сайт тому подтверждение. Если вы сами или ваш ребёнок хотя бы будет регулярно выполнять упражнения в разделе Тренинг, проблема с диктантами уже не будет стоять так остро.

Теги:Елена МазурСвидетельство о публикации № 464564 от 29 Февраля 2016

Начинаем с печатных букв

Не старайтесь детей сразу учить выводить завитушки и закорючки прописных букв. Это распространенная ошибка родителей. Чтобы набить руку, учим свое чадо сначала написанию печатных буковок. Задача развить пальчики и дать им хороший тренировочный навык. После овладения умением составлять письменный текст из печатных букв, переходим к специальным прописям. На данном этапе они просто незаменимы.

Не старайтесь приобретать прописи для школьников. Они не годятся для тренировок — там очень мало строк. Терпеливо учим прописывать буквы, представленные пунктирными точками.