Ребёнок 1 год — развитие: что должен уметь и что есть

За первый год своей жизни ребенок развивается колоссальными темпами. Сложно представить, чтобы взрослый человек за год успел столько же, сколько успевает карапуз: учится ходить, кушать, дышать, доносить свою мысль другим людям, смеяться, держать предметы в руках, привлекать к себе внимание, смотреть и видеть, играть. И еще очень-очень многому малыш учится в первый год жизни.

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим.

Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Вебинар

Узнайте больше о физическом развитии детей от 0 до 12 месяцев на вебинаре Владимира Тучкова «Тернистый путь к первым шагам: все о развитии детей до года». Вебинар пройдет 26 апреля в 20:00. Зарегистрироваться

Спецпроект «Яркий старт: все о развитии младенца»

  • Между Сциллой и Харибдой. О правильной диагностике развития младенцев
  • Методика раннего развития Марии Монтессори
  • «Ребенок — это огонь, который надо зажечь»: принципы воспитания Сесиль Лупан
  • От крепких мышц до хорошего почерка: педиатр о плюсах выкладывания новорождённого на живот
  • Лечение или профилактика: зачем младенцу массаж

Все материалы спецпроекта

— поделитесь с друзьями!Эксперты: Владимир Евгеньевич Тучков

Развитие ребёнка год — что должен уметь и что есть

Давайте с самого начала! Рост и вес карапуза в 12 месяцев: рост – около 71-77см (девочки), 73-78см (мальчики); вес –7,9-10,1кг (девочки), 8,7-10,8кг (мальчики) . Настоящий богатырь! Уже на ручках его тяжело долго держать. Да кроха и не стремится весь день быть на руках, ведь у него столько дел.

Он уже умеет:

  • Ползать и ходить, держась за опоры;
  • Ребенок при поддержке поднимается и спускается по лестнице. И без опоры может лазить по лесенке;
  • Приседать. Вот тут опора ему уже не всегда нужна;
  • Кроха забирается на стулья самостоятельно;
  • Знает о том, как использовать определённые предметы: ложку, расческу, зеркало и другие;
  • Обладает долговременной памятью, поэтому хорошо запоминает все яркие события, которые случились с ним в последние 2-3 дня;
  • Держать предметы. Это могут быть и игрушки, и столовые предметы;
  • Может помахать головой, соглашаясь или отрицая то, что сказал родитель;
  • Зубки (1-2) прорезались или наметили прорезаться;
  • Может собрать пирамидку, построить небольшую башенку, положить предмет в емкость;
  • К годику ребенок может свободно пользоваться обеими руками, например, взять предмет левой или правой, или переложить предмет с одной, в другую руку;
  • Может бросить мячик;
  • Говорит: «мама», «папа»…
  • Следит глазками за движущимся предметом;
  • Копирует движения взрослых;
  • Открывает дверцы, выдвигает ящики.

Многое завит от того, чему родители учили своих карапузов. Например, некоторые детки пытаются есть самостоятельно, пользуясь ложечкой. Если детка постоянно видит, что на прощание ему машут ручкой, он начнет это движение повторять.

Конечно, при таком интенсивном развитии карапуза, его питание должно быть полноценным. К этому моменту ребенка можно постепенно переводить на семейный рацион. Только, с учетом того, что детке практически нечем пережевывать пищу, его еда должна быть пюреобразная (можно допустить наличие небольших комочков).

Читайте также:  Выбор имени для рожденных в ноябре 2020 года

Продукты в рационе малыша.

Назову их по мере убывания. Начну с тех, которых должно быть больше в меню крохи:

  • Грудное молоко (или смесь), молочные и кисломолочные продукты.
  • Овощи.
  • Фрукты, компоты, пюре, соки.
  • Мясо.
  • Рыба.
  • Каша.
  • Творожок.
  • Яйца.
  • Хлеб.
  • Фруктоза.
  • Сливочное масло.
  • Сметана.
  • Сыр.
  • Растительное масло.
  • Соль.
Развитие ребёнка год — что должен уметь и что есть

Конечно, в каждой семье могут быть разные принципы питания, поэтому это индивидуально. Кроме того есть религии, в которых не приветствуются определенные продукты.

Все то, и по тому же приоритетному принципу, что и для взрослых.

Развитие ребёнка год — что должен уметь и что есть

Психическая сфера развития

Развитие годовалого ребенка предполагает появление большой активности. Малыш стремится познать новое, он открыт к исследованиям, новым открытиям. Также это время первых психологических кризисов.

Кроха понемногу осознает себя самостоятельным человеком, отделенным от мамы. Открывая свое я, он пока не способен физически осуществить все то, что осознал психологически.

Если ребенок в 1 год познает что-то новое, это не всегда приводит к радости – познания порой оборачиваются сбоем в поведении, капризам, раздражительности, истерике.

По мнению психологов, на этом этапе истерики допустимы. Как помочь ребенку взять себя в руки? С помощью ласки, добрых слов.

Характерная черта для кризиса одного года: освоение речевого действия. Ранее организм крохи регулировался биологической системой, которая теперь находится в противоречии с вербальной ситуацией, основанной на приказах со стороны взрослых или внутренних мотивов. В итоге ребенок в 1 год лишается системы, дающей возможность ориентироваться в окружающем мире.

Другая характеристика кризиса: общий регресс деятельности малыша. Попросту говоря – обратным развитием, примитивными эмоциями.

Какие еще нарушения случаются при кризисе:

  • нарушение в процессах сна и бодрствования;
  • нарушение в удовлетворении витальных потребностей, вроде голода;
  • угрюмость, плаксивость.
Читайте также:  Как накормить ребенка если он не хочет есть

Кризис не считается острым.