Настоящие ценности — залог счастливой и успешной жизни в социуме

Современные дети загружены максимально.  В школе они изучают множество дисциплин.  За школьной дверью их ждут родители, чтобы отвести на кружки или спортивные секции.  Очень часто можно увидеть, что ребенок одновременно занимается математикой, языками, посещает уроки рисования и плавание.

Роль матери в развитии ребенка

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей, в первую очередь матери, которые и являются основными “производителями” личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путях “производства” этой модели. В современном обществе женщины имеют возможность быть успешными во многих сферах жизнедеятельности наравне с мужчинами. Этот прогресс породил конфликт между требованиями к женщине со стороны семьи и карьеры. Многие матери делают выбор в пользу карьеры, возвращаясь к трудовой деятельности еще до достижения детьми годовалого возраста.

Однако по мнению большинства психологов роль матери имеет огромное значение для развития ребенка младенческого возраста, а в некоторых ситуациях мать просто незаменима. Именно она имеет возможность чутко и своевременно реагировать на потребности младенца. А это очень важно, так как у ребенка, потребности которого своевременно удовлетворяются, формируется доверие к окружающему миру; закладывается нормальная самооценка; он способен проявлять заботу о матери и любовь к ней, устанавливать привязанность к людям; готов исследовать окружающий мир. Уже на первом году такой ребенок развивается как личность и становится способным функционировать самостоятельно.

Если же мать не уделяет достаточного внимания своевременному удовлетворению потребностей младенца, он чувствует себя незащищенным и, прежде всего, обеспокоен удовлетворением своих первичных потребностей. Такой младенец не может развиваться в личностном плане, так как его развитие сводится скорее к последовательности реакций на неудачи окружения, чем к внутренним стремлениям. Кроме того, нарушение взаимодействия с матерью может привести к отставанию в социально-эмоциональном развитии, нарушению психического здоровья и отсутствию интереса к познавательной деятельности.

Отрицательным является не только слишком слабый интерес матери к потребностям ребенка, но и тенденция к гипертрофированной заботливости, так как это приводит к нежелательной резкой перемене, когда мать возвращается к прежним заботам. А в случае чрезмерной психической стимуляции матерью младенца, у него может возникнуть тревога и недоверие, а у матери — произойти эмоциональное перегорание. Таким образом, чувствительность к сигналам младенца, удовольствие от взаимодействия с ним, отзывчивость на его реакции, положительно сказывается на развитии ребенка. Задача матери снижать напряжение сразу же после его проявления и давать удовлетворение прежде, чем потребность достигнет высшей точки. В этом случае малыш выглядит для окружающих малотребовательным. При этом более сложной задачей, чем различие наличия или отсутствие потребностей является отличие одной потребности от другой. Заботливая мать, которая не допускает несвоевременных отлучек и не позволяет себе увлекаться другими людьми, делами и личными интересами, точно определяет желания ребенка, она понимает первый язык младенца и следует ему, что в свою очередь, важно для удовлетворения именно насущной потребности, а не какой-либо другой.

Читайте также:  Возрастные особенности детей и этапы формирования психики

Если мать восприимчива, доступна для младенца и эмоционально реагирует на него, принимая его поведение и сотрудничая с ним, у ребенка развивается уверенность в собственных силах и большая степень доверия к матери, которая обеспечивает его безопасной опорой для исследований, способствует появлению новых интересов и способов действия. При этом, распространение эмоций, родившихся в сфере общения, на познавательную деятельность является одним из механизмов, благодаря которым ребенок из состояния сосредоточения на человеке и отношениях с ним переходит к общению по поводу предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. [10]

Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

Роль матери в воспитании ребенка сводится не только к тому, чтобы хвалить и любить своего малыша. Нужно еще и знать, когда уместно наказание. Ведь чтобы вырастить порядочного человека, недостаточно только любить его. Поэтому родители должны быть в меру строгими и уметь применять наказание, когда это потребуется.

Малыш с раннего детства должен понимать роль мамы в его воспитании. Необходимо привить ему уважение к матери, ведь нередки случаи, когда дети не ценят своих родителей. Поэтому воспитание должно быть смешанным, то есть включать как поощрение, так и наказание. Подробнее о методах воспитания

Но роль матери в воспитании ребенка не заканчивается в детстве. Она остается для него важной персоной и во взрослой жизни. И никто, кроме мамы, более искренне не сможет оценить поступок человека. Именно мать направляет своего ребенка на тот самый жизненный путь и помогает ему сделать нужный выбор.

До года

Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

С самого появления малыша на свет роль мамы в его воспитании становится довольно обширной. Мать — это мир, в котором ребенку легко и комфортно. Она дарит ему заботу и знакомит с окружающей действительностью. Ребенок легко усваивает всю информацию, приходящую извне. Поэтому не стоит проявлять много негативных эмоций, так как это может отразиться на психике малыша.

Младенцы неспособны ещё полноценно общаться с людьми, но та любовь и забота, которую дарит мама, заменяет слова. Так формируется «Я» ребенка. Если малыш рад, что мама взяла его на руки, или капризничает, когда она отходит от него, не говорит о его избалованности. Просто в этот момент ребенок осознает роль мамы в своей жизни.

Мама с самых первых дней жизни малыша обеспечивает его выживание, и её собственная жизнь становится не настолько ценной. По тому, как кричит ребенок, она способна определить, чего он хочет. Она способна понять природные свойства малыша и создать условия для их развития. Помните, ребенок — это «чистый лист», на котором можно написать совершенно новую историю.

Читайте также:  Как сделать кукольный театр своими руками в детский сад

Раннее детство

Так уж сложилось, что ребенок понимает свою маму и прислушивается к ней. Есть мнение, что так он проявляет свою любовь. Однако это чувство формируется немного позже. А сейчас это нечто иное: у матери — её инстинкт, а у ребенка — понимание защиты. По голосу мамы, её запаху и прикосновениям малыш способен понять, что это она и успокоиться. Это связь, которую нельзя разрушать.

Первые правила безопасности закладывает именно мать. Она учит ребенка не выбегать на дорогу, не подбирать мусор с земли, не отбирать игрушки у других детей и т. п. Таким образом она передает ему информацию о внешнем мире, о том, как он устроен. И неважно, где живет ребенок — в мегаполисе или в глухой деревне, — эти знания способна дать любая ответственная мама.

Дошкольный и младший школьный возраст

С взрослением ребенка появляются новые прихоти и желания. Он тянется к друзьям, хочет общаться, познавать мир. И матери по-прежнему кажется, что она понимает своего ребенка с полуслова. Она думает, что её роль в воспитании сводится только к тому, чтобы передать малышу свои знания, ценности, установки. Но это не так!

Мир не так просто устроен. Если бы это имело место быть, дети продолжали бы дела родителей. Но ведь если мать, скажем, актриса, это совсем не значит, что её ребенок будет талантлив в данной области и иметь артистичную натуру. Он вполне может стать инженером или врачом. Поэтому роль матери в воспитании ребенка сводится к тому, чтобы не навязывать малышу свои жизненные принципы и приоритеты. Напротив, нужно уметь видеть врожденные качества малыша и развивать их.

Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

Подростковый период

Этот период самый сложный не только в жизни родителей, но и детей. Поэтому роль матери должна заключаться в понимании желаний подрастающего поколения, его задатков, которые нужно помогать развивать. Но чтобы это получилось, необходимо разобраться в себе. Это поможет вырастить человека, не имеющего комплексов и способного самостоятельно достигать всех успехов в своей жизни.

Мы пропускаем действия других людей через себя. Именно поэтому пытаемся склонить ребенка под собственные ценности и приоритеты. Но так делать нельзя — результат может вас не порадовать. Чтобы воспитать подростка, лучше всего иметь базовую психологическую грамотность, которая позволит вам справиться с возникающими проблемами и понять своего ребенка.

Общество и окружающий мир

Ребенок в подготовительной группе должен понимать различие между людьми и животными, называть части тела человека и животных, описывать, почему одни животные домашние, а другие дикие.

Также у ребенка должно быть сформировано понятие семьи, родины, дружбы, любви к ближнему в понятных его возрасту выражениях. Дети дошкольного возраста должны обладать базовыми знаниями о поведении в обществе, правила приема пищи, дорожного движения.

У дошкольника должны быть определенные интересы, он должен уметь выполнять элементарные бытовые действия, например, убрать за собой тарелку, чашку, подмести пол, полить цветы, накормить аквариумных рыбок и так далее.

Как формируются ценности у детей?

Какие существуют ценности в настоящее время? Например, правильные коммуникативные навыки помогают ребенку стать успешным человеком в современном мире. С одной стороны, необходимо иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать. С другой – нужно учитывать мнение окружающих. Для этого крайне важно осознавать связь со своими близкими как основополагающую ценность. Понимание данной ценности приходит с развитием привязанности. Когда ты ценишь общение с близким человеком, подсознательно пытаешься делать все, чтобы не огорчить его без веской причины и не оборвать связь.

Читайте также:  Во сколько лет дети должны сами одеваться, и как их этому научить

Главное – оставаться эмоционально открытым для ребенка, не стесняясь говорить о своих чувствах к нему. Доверие всегда порождает доверие. Так называемое «Я-общение» воспитывает эмпатию и способность сопереживать.

Находясь в согласии с собственным Я, ребенок не только начинает понимать свои потребности, но и учится находить для их выражения социально допустимые возможности. Родителям по силам как помочь своему чаду в поисках себя, так и усложнить эти поиски, навязывая ему свои убеждения и ориентиры.

Папа и мама должны научиться с рождения видеть в своем ребенке личность, а значит, признавать его право на самоопределение и на ошибки, предоставлять ему возможность самостоятельно делать выбор. При этом они должны оставаться открытыми для просьб о помощи. В таком случае можно быть уверенным, что чадо не свернет на кривую дорожку, попав под негативное влияние окружения.

V. Список литературы, рекомендуемой для педагогов и родителей

1. Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей». Управление ДОУ 2002. №4. 2. Арнаутова Е.П. «Педагог и семья». М., 2001 г. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 1997 г. 4. Данилина Т.А. и др. «Интеграция работы ДОУ с семьей». Управление ДОУ. 2002. №4. 5. Дуброва В.П. «Теоретико-методические основы взаимодействия д/с и семьи». Учеб. пособие. Минск, 1997 г. 6. Зверева О.Л. «Д/с и семья: первые годы революции и современность». Управление ДОУ. 2002. №4. 7. Зверева О.Л. «Конкурс знатоков педагогических секретов». «Дошкольное воспитание». 1997. №10. 8. Зверева О.Л. «Методическая помощь воспитателя в подготовке к общению с родителями». Управление ДОУ. 2002. №4. 9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 2000. 10. Зверева О.Л. «Вместе с семьей». Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2004 г. 11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями ДОУ». М., 2005 г. 12. Куликова Т.А., Козлова С.А. «Дошкольная педагогика». М., 2000 г. 13. Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 1999 г. 14. Митрошина Н.П. «Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений », 2001 г. 15. Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М., 1990 г. 16. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. «Учимся общаться с ребенком». М., 1993 г. 17. Под ред. Спиваковской А.С. «Популярная психология для родителей». 1997 г. 18. Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Красницкая Г.И. «Практикум по дошкольной педагогике». М., 1999 г. 19. Руководство для воспитателей д/с «Учимся общаться с ребенком». М., 1993 г. 20. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника». М., 1997 г. 21. Учебное пособие под редакцией Дубровиной И.В. «психокоррекционная и развивающая работа с детьми». М., 1999 г. 22. Чиркова Т.И. «Психологическая служба в д/с». учебное пособие по психологии развития. М., 2000 г. 23. Эриксон Э. «Детство и общество». СПб., 1996 г. 24. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. «Педагогическая диагностика в д/с». М., 2002 г.

Скачать образовательный проект «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка»