Как помочь ребенку хорошо учиться в школе

Как привить ребенку желание учиться? Помогаем детям получать удовольствие от учебы.

Познавательные потребности

Воспитание  любознательности — процесс длительный. Когда малыш обращается к папе или маме с вопросом, нужно постараться ответить. При игнорировании детских «почему» начинает пропадать стремление к познанию нового. 

Воспитывайте собственным примером. Ребенку полезно видеть, что взрослые получают удовольствие от получения знаний. 

Если школьник проявляет интерес к природным наукам, подарите книгу о растениях и животных. При появлении желания танцевать, пусть занимается хореографией. Побывайте в тех местах, где хочется побывать малышу (зоопарк, музей, театр) и поинтересуйтесь впечатлениями от увиденного мероприятия.

Ошибки родителей в формировании мотивации

Самые распространенные ошибки родителей, которые пытаются вызвать интерес к учебе:

  • Злобное критиканство и запугивание. Вечное осуждение за плохие отметки, крики, гнев, наказания способствуют развитию комплекса неполноценности.
  • Программирование на неуспех. Заявления из разряда «ты станешь уборщиком, если не будешь хорошо учиться», которые приводят к занижению самооценки.
  • Завышенные требования. Неоправданные родительские ожидания выливаются в устойчивое чувство вины у ребенка.
  • Сравнение с другими детьми. Это унижения из разряда «а Дима в твоем классе – молодец, не то что ты».
  • Чрезмерная нагрузка. Приводит к полному отсутствию интереса к учебе.

Мотивация к обучению развивается долго, возможно, не один год – будьте терпеливее. Никогда не поздно стать своему ребенку другом и напарником. Обсуждайте с ним неудачи и трудности в школе, спрашивайте, почему они возникают, рассказывайте, как вы преодолевали свои сложности. Не преувеличивайте проблемы, не умножайте стресс – ребенок должен знать, что будет услышан и понят.

Читайте также:  Как организовать игру детей разного возраста

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:

Как приучить делать домашнее задание
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.

Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

Познакомьтесь с учителями

Посещайте иногда школу и уважительно относитесь к учителям. Старайтесь бывать на родительских собраниях и принимать участие в делах класса и школы. Следите за развитием ученика, чтобы быть в курсе, чего он достиг и что ему предстоит преодолеть.

Не забывайте обращать внимание и на поведение. При возникновении проблем с успеваемостью по какому-либо предмету, поговорите с учителем, который подскажет, как ее подтянуть. Искренне радуйтесь любому успеху школьника вместе с ним.

Как помочь ребенку захотеть учиться

• Постепенно передавайте ребенку ответственность за уроки, оценки и ориентирование в школьных делах. Если домашнее задание для первоклашки записывает мама, а уроки помогает делать вся семья, то к средней школе нужно донести до детки мысль, что учеба – это его работа. Его будут поощрять за успехи и помогут, если все плохо, но надеяться нужно на себя. И передайте эту ответственность честно: ведь порой мамы сами не замечают, как въедливо контролируют ребенка, будто его учеба – это мамино дело и мамина честь. Не впадайте в панику из-за его провалов, не кидайтесь чуть что спасать детку своими крепкими руками – тогда ребенок ощутит ответственность всерьез. И ощутит гордость и уверенность, когда научится справляться с проблемами сам.

• Не забывайте о пряниках. Часто родители размахивают кнутом и применяют карательные меры, когда ребенок приносит двойки и замечания, но слишком вяло реагируют на хорошие результаты. А хорошие результаты – это не только пятерки и победы в олимпиадах, это еще и умение собраться вовремя, помнить о секциях и факультативах, разные интересы, которые ребенок приносит из школы. Раньше дочка делала уроки до десяти вечера, а теперь все заканчивает к восьми? – несомненный успех! Хвалите ребенка, делайте для него что-то хорошее, просто чтобы отметить какое-нибудь школьное достижение. Это не подкуп – просто важно, чтобы учебные обязанности больше ассоциировались у ребенка с радостными и позитивными вещами.

Читайте также:  Инструкция по использованию газоотводной трубки

• Научите ребенка в разных школьных делах находить плюсы и бонусы. Нужно написать реферат по музыке? – помогите выбрать такую тему, от которой ребенок просияет. Скучно на геометрии? – зато можно вот так рисовать красивые фигуры и точки. Не запоминаются даты по истории? – зато учитель рассказывает интересно. Чем больше интересных и бодрящих нюансов найдет для себя ученик, тем легче и охотнее он будет заниматься.

• Научите ребенка вознаграждать себя за выполненные задания и любые достижения. Сделал уроки, сказал себе: «Я молодец!» — и пошел играть в Лего, Майнкрафт (или клеить танчики). Награда – это еще и признание одноклассников, уважение учителя, хорошая репутация, приятное чувство исполненного долга, — научите сына или дочь видеть бонусы во всех этих вещах. Мозг удобно устроен: если за какие-то действия человек получал награду прежде, то потом для этих действий выделяется больше энергии и гормонов удовольствия уже в самом начале работы и даже до ее начала!

• Замечательный метод справляться с монотонной работой – разбивать ее на части. Тогда при завершении каждого этапа, когда ученик «выдыхает» и внутренне гладит себя по головке, мозг получает положительную обратную связь и подкрепляет успех небольшой порцией гормонов удовольствия. От этапа к этапу удовольствие будет расти, пока ученик все не закончит.

Отличный рабочий способ усилить учебную мотивацию – это связать учебу с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. Дальше мозг уже сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда учеба – это уже не тяжкий труд с постным лицом, а рабочее пространство возможностей и радостных находок!