Как научить ребенка преодолевать трудности?

Трудности, возникающие в процессе школьного обучения вследствие биологических факторов, в МКБ-10 относят к проблемам овладения школьными навыками и обработки когнитивной информации. Речь идет о нарушениях, связанных с дисграфией, дислексией и дискалькулией.

«ЗА» раннее обучение чтению

  • В период до трех лет дети развиваются значительно интенсивнее, чем во все последующие годы. Кроха любознателен, он воспринимает любую информацию позитивно и с интересом. Каждое новое знание для него — не рутина, а удивительное открытие.
  • Раннее обучение чтению способствует развитию восприятия, внимания и памяти малыша, расширяет его кругозор.
  • Чем раньше ребенок справится с «техническими» сложностями чтения, тем быстрее он начнет читать не рады похвалы и одобрения близких, а для собственного удовольствия. Что может быть лучше?
  • Раннее детство — лучшее время для того, чтобы сформировать у малыша правильные навыки и привычки. Чтение книг определенно полезнее компьютерных игр и длительного просмотра мультфильмов.
  • Чтение развивает фантазию и воображение детей.
  • Читающему ребенку будет легче адаптироваться к школьным занятиям, он точно не попадет в число отстающих. Такие детки получают положительную оценку учителей, что помогает им чувствовать себя на уроках уверенно.

Выход есть

Как научить читать ребенка с дислексией? Ведь это – не болезнь, а нарушение, при котором чадо не может легко овладеть навыком чтения.

Все потому, что дислектики не различают отдельные символы (буквы) и звуки. Они слышат все слово слитно, как один слитный звук. И в этом основная сложность.

Тем не менее, в наши дни существует эффективная методика, для преодоления этой трудности. И даже не одна! Здесь мы опишем вам основную, наиболее доступную для применения в домашних условиях. Все приведенные ниже упражнения отлично подходят детям и в 5, и в 7 лет.

Интересно, что это нарушение ни в коем случае не говорит о низком интеллектуальном потенциале.

И оно никак не проявляется визуально. Знаменитые на весь мир Пабло Пикассо, Стив Джобс, В. А. Моцарт были самыми настоящими дислектиками. И это не помешало им стать великими, или даже настоящими гениями.

Полезное видео для родителей  об отношении к ребенку дислектику и о его перспективах в жизни:

Читайте также:  13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Советуйтесь с ребенком

Когда вы сталкиваетесь со своей реальной проблемой, а тем более, когда вы решаете смоделированную задачу, попросите совета у своих детей. Это полезно делать по двум причинам:

  • ваш пример покажет им, что они не одиноки, что взрослая жизнь тоже не легкая и требует умения преодолевать;
  • давая понять, что их идеи важны для вас, вы повышаете их уверенность в себе, и при встрече со своей проблемой они не будут чувствовать себя беспомощными и опускать руки, а будут пытаться решить ее самостоятельно.

Хвалите в меру (и правильно)

Большинство любящих родителей уверяют своих детей, что они очень умные. Ребёнок думает: «О, отлично, я умный». Но позже, когда начинаются ошибки, эта установка может пошатнуться и ученик решает, что не такой уж он молодец, а слова взрослых — просто попытка подбодрить его.

Конечно, не нужно впадать в крайности и говорить ребёнку, что он глуп. Лучше вообще отказаться от любых ярлыков вроде «умный» и «глупый». Они приводят к ложному убеждению, что когнитивные способности фиксированы и не могут меняться, а ведь это совсем не так.

Вместо слов «Ты такой умный» лучше сказать: «Мне нравится твой подход, ты отлично справился с этим заданием».

Как определить, что ребенок готов начать обучение чтению?

Некоторые психологи, педагоги и медики сходятся во мнении, что к обучению чтению нужно приступать после того, как у ребенка сформируются следующие навыки:

  • Ребенок разговаривает предложениями и может составить цельный рассказ о событии или пересказать содержание какого-либо сюжета;
  • Ребенок слышит и распознает звуки. Развитие фонематического слуха является основой для успешного освоения навыка чтения;
  • У ребенка чистое произношение. В случае, если у ребенка существуют особенности с произношением, которые требуют работы с логопедом необходимо повременить с обучением чтению до полного исправления особенности;
  • Ребенок не путает лево и право, полностью ориентируется в пространстве.

Противоположного мнения придерживаются разработчики ряда популярных методик по обучению чтению, такие как Глен Доман, Николай Зайцев и др., которые популяризируют мнение о том, что после трех лет обучать чтению уже поздно. Различные методики направлены на то, чтобы обучать ребенка в одно время с обучением разговорной речи.

Читайте также:  Берут ли при рождении ребенка анализ на группу крови

Кто прав в этом споре, рассудит время, проводить сравнительный анализ пока трудно. Решение о том, когда обучать ребенка чтению принимают сами родители, опираясь на собственное видение ситуации.

Правила совершенствования навыков чтения

Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению.

  • Выбранная Вами литература должна соответствовать возрасту Вашего чада.

Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша.

Всему свое время!

  • Занимайтесь скорочтением только если ребенок сам этого хочет и заинтересован в чтении.

Обеспечьте ему комфортные условия.

Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть.

Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.

  • Во время занятий не забывайте регулярно устраивать перерывы.

Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!

  • Поощрение, подбадривание – неотъемлемая часть процесса, которая способствует успеху в развитии навыков Вашего чада.

Акцентируйте его внимание лишь на положительных установках и никогда не сравнивайте с другими детьми!

Если есть желание сравнить своего ребенка с кем-то, то сравните его с ним вчерашним!

Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими.

  • Будет замечательно, если ребенок увидит пример любви к чтению в Вашем лице!

Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли).

Дислексию лечит специалист

— Могут ли в случае диагностированной дислексии заниматься с ребёнком сами родители?

— Могут, но под руководством специалиста. Помимо обязательной диагностики и приездов к логопеду, можно организовать расширенные консультации, где составляется реабилитационный и обучающий маршрут, что именно с ребёнком делать. При согласии педагога возникающие вопросы можно быстро задать ему в соцсетях. Иногда целесообразно предложить для самостоятельной работы «большое» задание, с которым родитель уходит домой, а потом показывает ребёнка в динамике, спустя какое-то время.

И это может быть задание совсем не только по чтению, но и конкретный совет: подключить к работе с ребёнком других специалистов – нейропсихолога, невролога, массажиста.

Иногда бывает, что ребёнка смотрит невролог и говорит: «Давайте сначала решим проблему с энурезом и пищеварением, потому что у ребёнка третий день запор, он у вас вообще еле сидит, какое уж тут чтение?»

Читайте также:  Возрастные особенности детей и этапы формирования психики

Читать с ребёнком дома вы всё равно будете, другое дело, что у специалиста есть лайфхаки – интересные тексты, поощрения, всякие находки. У него обучение пойдёт быстрее и веселее.

— Как долго придется посещать логопеда?

— Зависит от состояния ребёнка. Если мы быстро найдём «винтик», на котором держатся проблемы и займёмся именно им, сдвинемся с места достаточно быстро.

Если состояние ребёнка осложнено другими диагнозами – например, умственной отсталостью, — времени потребуется больше. Читать сложные тексты со множеством специальной терминологии он, конечно, не будет, но довести навык до такого состояния, чтобы ребенок им свободно пользовался, — вполне возможно.

Но я однозначно не верю в истории «сейчас мы три дня почитаем – и всё пройдёт».

«Просто объяснить» навык чтения нельзя – его нужно вырабатывать и совершенствовать.

Например, если бы в программе первого класса урок письма стоял один раз в неделю, мы бы учились писать до одиннадцатого.

Дислексию лечит специалист

— Насколько реально ко всем специалистам, необходимым для коррекции ребёнка-дислексика, попасть бесплатно по ОМС?

— Знаете, я – за частные клиники. Я понимаю, что этот ответ мало кому понравится, но всё дело в нынешних нормативах на приём. Не может специалист за три минуты посмотреть ребёнка, записать всё нужное, выписать талон и так далее. Неврологические проблемы нужно уметь трактовать, и на это нужно время.

Например, у меня как логопеда первичная диагностика ребенка и консультация занимает от часа до полутора, а в прочем я не лимитирую по времени: родитель должен получить ответы на вопросы, с которыми пришёл, разрешаю, если что-то забыли спросить, писать мне в соцсетях. Во всём мире качественные консультации – тоже чаще всего не государственные программы, увы.

— Надо ли переводить дислексика на домашнее обучение?

— Я против любого сепарирования, потому что навык общения понадобится ребёнку везде.

При этом, понятно, что наше общество я поправить не могу. Значит, ищите учителя, который готов бы был такого ребёнка не ругать, а поощрять каждый его успех. Если мы поощряем личные успехи и личный рост ребёнка, проблемы в том, что он учится среди всех, нет никакой.

О том, как выбрать логопеда для ребенка, читайте:

Как выбрать логопеда для ребенка?