Как научить ребенка понимать прочитанный текст?

Научив ребенка читать, родители обычно вздыхают с облегчением: самая трудная часть пути пройдена. Но ситуации, когда дети не могут понять прочитанный самостоятельно текст, не так уж и редки: их силы уходят на правильное чтение и смысл слов, а то и целых фраз просто ускользает.

Про любовь к чтению: хорошо, когда она есть

Я обожаю читать с детства. Моя мама читала мне много, и еще больше рассказывала сказок, которые придумывала. Некоторые из них я помню до сих пор. Мама научила меня буквам очень рано, зачитала я в возрасте 4,5 лет. С тех пор книжки всегда со мной. Они перешли из бумажного в электронный вид — это было для меня откровением, что теперь в отпуск можно не тащить пол чемодана книг, а взять легкую электронную электронную читалку. Это было свободой: просмотреть обзоры похожих на меня людей, почитать отзывы или просто наугад ткнуть пальцем в небо и найти себе следующую книжку. Это было и безопасностью: где бы я не оказалась, электронные книги весят не много и они не кончаются (у меня всегда скачано что-нибудь следующее). Со временем мои книжки переехали в телефон — теперь даже читалку носить с собой не надо, а телефон всегда рядом. Я всегда могу урвать для чтения время: на площадке, пока дочь играет с другими детьми, а сын спит, например. Чтение позволяет мне с удовольствием проводить время в дороге, я исколесила весь мир. Теперь у меня свои дети. Я долго кормлю детей грудью и в это время читаю, конечно же. Поскольку читать беллетристику как-то неловко, я читаю о детях, списком этих книг я с удовольствием поделюсь. Когда дочке был год-два вместо стишков про мишку (для них, к счастью, были папа и бабушка), я читала ей сказки Пушкина: ей все равно, а мне приятно. Спустя полжизни язык Пушкина казался мне таким красивым! Позднее я читала ей на ночь и, когда она засыпала, читала что-нибудь для себя. Даже после секса я предпочитаю немного почитать перед сном, такова неодолимая тяга привычки. Обычно я читаю что-то новое и редко перечитываю любимые книги (помнится еще детский дефицит, когда любимые книжки зачитывались по 8-10 раз, потому что других не было, а сейчас всего так много, что кажется жизни не хватит на все интересное). И вот пришел долгожданный момент, когда можно читать дочке то, что для меня самой интересно и она способна понимать прочитанное. Список таких книг для дошкольного возраста мы приведем отдельно. Здесь интересно поразмышлять про принципы. Моя главная цель — чтобы дочь полюбила книги, чтобы нашла в них тему, тягу, страсть, доставляющую радость. Как же для этого читать? Вот, что мы поняли за это время, принципы, помогающие передать детям любовь к чтению, а родителям сохранить и сформировать любовь к тому, чтобы читать вслух.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Как повысить скорость чтения у ребенка: способы и этапы

Их проверяют учителя и ставят детям оценку, поэтому очень важно на самом начальном этапе не запустить их, чтобы ребенок в дальнейшем без проблем преодолеть новые нормативы, которые постоянно растут, и получал положительные оценки. Поэтому помочь ребенку повысить скорость в интересах родителей.

На первом этапе ребенок должен читать минимум 25 слов в минуту, а уже по окончанию начальной школы более 120 слов. Но стоит заметить, что дети, которые медлительны в разговоре и действиях часто также и читают. Кроме этого есть и другие причины:

  1. Страх.
  2. Неуверенность.
  3. Маленький словарный запас.
  4. Отсутствие интереса.
  5. Сложный текст.

Определить причину и помочь повысить скорость можно обратившись в семейный клуб развития и творчества на Квалифицированные сотрудники помогут ребенку достичь высот в этом вопросе и поднять, таким образом, самооценку.

Как повысить скорость чтения у ребенка: способы и этапы

Способы повысить скорость

Их достаточно много, поэтому стоит рассмотреть самые эффективные, которые вполне можно использовать родителям для домашнего обучения:

  1. Игра в пиратов. Для этого родители придумывают клад и прячут его, а подсказки пишут на листе, но только в них должны отсутствовать некоторые буквы. Главное в этом случае заинтересовать ребенка, чтобы у него была цель поскорее найти сокровища. Для начала достаточно пропускать одну букву в центре на 2-3 слова, постепенно усложнив задание и пропустив первую букву. Игровая форма обязательно понравится ребенку.
  2. Пересказ. Прочитав фрагмент текста, ребенок должен своими словами пересказать информацию из него. Чем старше ребенок, тем больше текст. В возрасте 5-6 лет достаточно 2 предложений, а в 8-9 это может быть целая страница. Главное объем должен постепенно увеличиваться.
  3. Составление слов. Для этого понадобится лист бумаги, на котором пишут 4-5 букв и из них составляют слова. Повысить интерес можно соревновательным духом, а победителю достанется приз. Это пробудит азарт в ребенке и вызовет интерес, разовьет логику, мышление и внимательность.
  4. Скороговорки. Ребенок, которые уже умеет читать, но не в силах выговорить некоторые буквы, будет задерживаться на них и терять время, поэтому очень важно научить ребенка правильно выговаривать все буквы и только потом повышать скорость чтения. Для этого подойдут скороговорки, которые ребенок совместно с родителями заучивает и произносит.

Улучшить скорость чтения у ребенка не сложно, главное проявить терпение и внимательность, спокойно реагировать на ошибки и не прибегать к критике и сравнению.

Читайте также:  Как лечить геморрой после родов кормящей маме

Фонологическая осведомленность

Исследования показывают, что дети со слабой фонологической осведомленностью становятся слабыми читателями. Родители могут почти гарантировать, что их дети станут опытными читателями, начав с фонологического осознания. Они должны забыть специальные карточки, рабочие тетради и другие дорогие наборы, и просто делать процесс обучения чтению забавным, легким и простым. Фонологическое сознание — игра со словами, превращение всего процесса обучения в игру. Нет необходимости, чтобы родители садили своих детей и давали формальные уроки.

Вместо этого, родители должны учить этому в течение дня весело и органично:

  • Проявите творческий подход. Что это значит? Разговаривайте со своими детьми, подбирая рифмы к словам. Читайте детские короткие стишки и книги с использованием рифм. Это позволит более запомнить слова.
  • Играйте в словесные игры в машине. Время в машине представляет собой потрясающую возможность играть в простые словесные игры. Придумайте как можно больше слов, начинающихся на «м»: машина, мясо, мыло, мама, молоко. Придумайте как можно больше слов, которые ассоциируются с кошкой: молоко, сосиска, погладить, ласковая и т.п.
  • Играйте в «Я шпион». Используйте эту игру, когда нечем заняться в какое-либо свободное время. К примеру, когда вы сидите в очереди к врачу, едете в транспорте, идете к кому-то в гости, сад или школу. Что это за игра? Пример: «Я вижу дерево перед нами, оно зеленое, начинается на букву «И» (Ива)». «Я вижу коричневое живое существо, оно бежит к нам навстречу и начинается на букву «С» (собака)». И таких вариантов может быть.
  • Слушайте детскую музыку. Это один из самых простых способов привить фонологическую осведомленность у детей.

Советы психолога: как развить интерес к чтению

Психологи убеждены: мотивация к чтению начинается с пробуждения интереса. Лучший возраст для пробуждения интереса к чтению – с рождения.

Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, с рождения показывайте ему яркие книжки, можете читать, можете просто рассматривать картинки, но обязательно процесс взаимодействия с книгой должен иметь положительную эмоциональную окраску.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

На ЕГЭ по иностранному будут сдавать китайский язык

И уже в возрасте 4-6 лет уже можно начинать более подробное изучение букв и обучение чтению ребёнка. Первые книги должны быть яркие, красочные. Это поможет задействовать зрительные центры мозга (дети реагируют на яркие цвета и картинки).

Имейте в виду, что изучение букв лучше проводить в виде игры. Рисуйте буквы, украшайте нарисованные или вырезанные буквы, играйте с буквами как с предметами – вот буква М пришла к букве У – и вместе стало МУ. Придумывайте истории, что же стало дальше с МУ, МО, МА и прочее.

Попробуйте лепить буквы и проговаривать звук, которые соответствует букве. Составляйте буквы из конструктора, из счётных палочек, из снега – из чего угодно – главное задействовать одновременно тактильный канал, аудиальный и визуальный. Всё это поможет снизить риск возникновения дислексии, даже если у ребёнка есть логопедические проблемы.

В том случае, если у ребёнка уже есть дислексия, то данные игры помогут ему повысить узнаваемость букв и снизить напряжение при чтении, а значит и облегчить понимание текста и повысить интерес к книгам.

Читайте также:  Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу: советы родителям

Загадывайте букву и ищите её в вывесках, объявлениях – пока едете куда-нибудь. Такие игры повышают не только узнаваемость буквы, но и тренируют внимание и память (нужно постоянно помнить какую букву нужно искать). С возрастом можно усложнять игры – ищите не буквы, а слоги.

С самыми маленькими хорошо начинать обучение чтению с наиболее употребительных слогов и слов. Сначала изучаются гласные буквы, а затем, постепенно, согласные.

Когда каждая согласная прибавляется к уже изученным гласным, образуя различные слоги, то детям обучаться намного проще, чем заучивать буквы из алфавита по порядку, и занятие, вообще, легче построить в игровой форме.

Для детей младшего школьного возраста важную роль начинает играть мотивация. Им уже можно объяснить, для чего нужно изучать буквы, если этого не было сделано ранее.

Вся мотивация для детей 6-9 лет должна сочетать как внешний фактор положительного подкрепления, там и рождать чувство внутренней заинтересованности, т.е. нужно не просто говорить о плюсах чтения, а именно соотносить чтение с получением удовольствия или выгоды для ребенка.

И в результате внешняя мотивация со временем может перерасти во внутреннюю. Это может быть мотивация к лучшему обучению, к тому, что бы узнать что-то новое, к интересному времяпрепровождению, банально чтобы похвастаться, что он прочитал новую книжку.

Когда ваш ребёнок уже умеет читать, пусть даже плохо – можно переходить к играм на увеличение количества прочитанного. ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Программа "Шахматы в школе" позитивно влияет на развитие детей

Первый совет: дочитываете до самого интересного момента в книге, а потом под разными предлогами не продолжаете чтение. В итоге ребёнку придется самому узнавать, что же случилось дальше. Данный метод не всегда работает. Если чтение даётся ребенку с трудом, и интерес к книгам недостаточно развит – то читать он не начнёт.

Второй совет: писать ребёнку маленькие записки. Можно от имени сказочного персонажа, с предложением найти подарок или выполнить некое задание для подарка. Можно писать записки от мамы с просьбой о помощи или также с указанием места, где лежит подарок. Превратите записки в игру.

Пишите маленькие забавные истории от лица любимого сказочного героя или истории, что случились с вами. Текст должен быть коротким, предложения – простыми по построению, слова – понятными ребёнку, шрифт – ярким.

Такие записки необязательно писать на бумаге – вы можете составлять их из букв на магнитиках, например, на холодильнике или на любом другом металлическом предмете.

Третий совет: просить ребёнка прочитать строчку-предложение, чтобы у вас “отдохнули глазки”, или так: “не могу разобрать, что написано”. Постепенно увеличивайте количество текста.

Четвертый совет: за чтение всегда должно быть положительное подкрепление, ребенка надо обязательно хвалить. Стараться не обращать внимания на ошибки – ребёнок только учится и это нормально, что он ошибается.

И вообще все занятия с ребёнком должны носить яркую положительную эмоциональную окраску.

В том случае, если ребёнку нужно увеличить скорость чтения, то можно воспользоваться тренажёром по чтению – это помогает наработать навык прочтения сложных звукосочетаний и тем самым увеличить скорость чтения.