Как научить детей правильно реагировать на получение подарков

Как научить ребенка читать — дети очень быстро растут и вместе с ними их способности и возможности. Малыш уже может изъясняться осмысленными предложениями, знает все цвета и формы предметов, умеет оперировать буквами и цифрами. Это означает, что пришло время обучить карапуза чтению. В каком возрасте можно приступать к занятиям и как сделать их легкими и интересными, мы расскажем вам в этой статье.

Научите волшебному слову

Говорят, что дареному коню в зубы не смотрят. Объясните детям, что при получении подарка не слишком вежливо рассматривать его со всех сторон и морщить носик в случае, если это – не совсем то, чего хочется. В любом случае надо говорить волшебное слово: «Спасибо!».

Объясните детям, что не всем может быть известно о том, чего хотят другие. Люди стараются от души, поэтому важен не сам подарок, а внимание, которое старшие проявляют по отношению к малышам. В качестве благодарности дарителя необходимо награждать улыбкой и объятиями.

Основные понятия психологии воспитания детей

Понятие «воспитание» рассматривают различные науки. Его часто используют в психологии, педагогике, социологии, философии. Но единого определения, из-за многозначности самого понятия, до сих пор нет, так как оно изменяется вместе с развитием социума.  Воспитанием называют целенаправленное воздействие на индивида, осуществляемое другими людьми, целью которых является формирование у него поведенческих навыков, отношения к себе, труду и социуму, оценочной системы.

Его связывают и с другими понятиями, такими как:

  1. Формирование личности. Это процесс личностных изменений, которые происходят при взаимодействии с объективной реальностью, возникновение в структуре личности новых психологических и социальных образований.
  2. Становление. Достижение ребенком определенного уровня развития, при котором он осознает свои отношения с миром и сможет сделать собственный выбор. А также будет готов к самостоятельной жизни.
  3. Социализация. Индивид находится в новых социальных условиях, что сказывается на процессе формирования его личности. И, в соответствии с этим, он устанавливает для себя такие же нормы и правила, которые приняты в данном социуме или общественной группе.

Главная цель психологии воспитания — развитие личности ребенка, формирование у него полезных качеств, необходимых для полноценной жизни.

В зависимости от ситуации в обществе или от смены в нем отношений, цель и задачи воспитания могут изменяться. На них влияют тенденции развития общества, от которых зависят требования, которые предъявляются ко всем его членам.

Читайте также:  Как общаться с детьми дошкольного возраста?

Проявляйте терпение

Конечно, гораздо проще одеть ребенка самой, особенно когда нужно торопиться. Но если ваша цель – вырастить самостоятельного человека, придется отказаться от идеи делать все за него и запастись терпением.

Не нужно ждать быстрых результатов, так как приучить ребенка к самостоятельности в один момент не получится. Постепенно отпуская родительский контроль и доверяя малышу все больше задач и решений, действуя терпеливо и последовательно, вы обязательно достигнете цели.

Также рекомендуем почитать: как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Как приучить детей к домашним обязанностям

Одной из важнейших задач современных родителей является научить детей заботиться о себе и своем жилом пространстве. Многие родители не уделяют достаточно внимания этому навыку, и впоследствии таким детям очень сложно приспособиться к самостоятельной жизни уже в своей семье.

Последовательность действий

Для начала следует приучить ребенка убирать за собой. Попробуйте поговорить с малышом и объяснить ему, как приятно, когда все его игрушки стоят на своих местах. Такие разговоры дадут ему понять, что чистота и порядок действительно важны для Вас.

Чтобы облегчить процесс уборки, разбейте его на простые последовательные этапы: протереть пыль, сложить игрушки, разобрать одежду по цветам. Готовность детей к помощи значительно возрастает, когда они получают четкие указания, а не абстрактные фразы вроде «убери в своей комнате».

Когда ребенок станет старше, в его голове уже сложится четкая последовательность действий во время наведения порядка, и Вам уже не придется контролировать каждый этап уборки.

Позитивное мышление

Также никогда не следует использовать домашние дела в качестве наказания за провинность, шантажировать малыша, мол не уберешь комнату, все твои игрушки выкину-раздарю-продам, разместив объявление на сайте, где можно купить-продать б/у-шные детские товары. У детей сложится подход к уборке как к наказанию, которого следует всеми силами стараться избежать. Настройте малыша на позитивный лад – превратите домашние дела в подобие интересного занятия, своеобразной игры, и тогда он будет выполнять их с удовольствием.

Во многих семьях принята традиция совместной уборки по субботам, когда вся семья трудится по дому. А затем, когда уборка закончена, вся семья идет в парк аттракционов, кино или кафе. Почему бы Вам не завести такую традицию в своей семье? Постарайтесь спланировать домашние дела так, чтобы они выполнялись совместно и регулярно. Тогда ребенок привыкнет, что день уборки – это не испорченный день исполнения домашних обязанностей, а день, когда вся семья собирается вместе, и после окончания домашних дел последуют развлечения.

Читайте также:  Активный отдых с детьми: зимой и летом, с подростками и дошкольниками

Лучше заводить такую традицию, когда дети еще маленькие, и последовательно ее соблюдать. Вначале ребенок может не захотеть придерживаться ее, но со временем он осознает значимость такого ритуала, и будет выполнять свои обязанности с радостью.

Приучение детей к порядку может показаться тяжелой борьбой, но эти усилия со временем обязательно окупятся. Когда Ваш ребенок вырастет и станет жить отдельно, навыки уборки, стирки своей одежды или приготовления пищи будут очень значимы для него. И Вы не раз услышите от своего сына или дочери слова благодарности за то, что в свое время приучили их к выполнению таких, казалось бы, простых, но таких важных в нашей жизни дел.

Реакция на действия окружающих

С увеличением дистанции до 10-15 метров самостоятельные социальные реакции ребенка тоже расширяются. Типичные действия окружающих следующие. Во-первых, комментировать. Это собственно и не действия даже и не всегда они адресованы ребенку. Это может быть просто поток сознания: "Такая маленькая на самокате", "ой как смешно без педалей едет" (последнее было часто у нас, так как мы ходили с беговелом одни из первых, но сейчас беговелов много и они наверное стали привычными), "смотрите, в платье, а на самокате", "смотри, младше тебя, а сама едет". Такие комментарии не требуют никакой реакции, если они благожелательны и не задели ребенка. Моя дочь небольшого роста и ее часто называют "маленькой", может быть это не делекатно, но всех не изменишь, приходится брать их реакцию "в рамку": "Мама, а почему они меня называют маленькой?" — "Дочка, они же не знают, что тебе уже 4 года". Второе типичное действие задавать вопросы. Обычно об имени и возрасте. Мою дочь это сначала смущало, потом она пообвыклась и стала гордо сообщать, иногда даже опережая вопросы. Причем когда ей было 3 года, она говорила всем, что ей 8 лет. Это вызывало взрыв удивления и шло обращение ко мне: "Она говорит, что ей восемь?" — "Да, она так говорит, женщина имеет право иметь возраст". Я никогда не отвечаю за нее, если обращаются к ней, а не ко мне. Если она не хочет отвечать, оставляю ей такое право. Права безусловно она, ведь очень важна степень благожелательности, с которой задается вопрос и дети это чувствуют. Иногда задают наводящие вопросы с программирующим эффектом, например: "Тебе не холодно?" (когда разгоряченный ребенок лихачит на самокате на одежку более раздетый, чем окружающие взрослые). Как правило, за этими вопросами лежит неприкрытое желание научить маму правильно жить, реакции мамы они тоже как правило не требуют или требуют отшучивания, но иногда ребенку приходится ответить за себя: "Не холодно". Хорошо, если мама способна шутить в ответ на неприкрытое поучение, это помогает ребенку тренировать устойчивость. Третий тип действий, это стремление помочь. Например, поднять упавший самокат или перелезть через бардюр, закатить самокат на пандус. Ребенок учится принимать помощь или от нее отказываться, смотря по своему желанию. По сути он часто экранирует реакцию на помощь, свойственную его матери: ждет или не ждет, принимает или нет, отказывается весело или резко. Четвертый тип действий, это угостить чем-нибудь или что-нибудь дать. Мамы по разному учат своих детей на этот тип действий реагировать, в зависимости места проживания и их представлений о безопасности. Я не учила ребенка брать все, что дают и не запрещала, просто наблюдала как это изначально для нее свойственно. Оказалось, она не любит брать что-либо у посторонних людей и относится к этому с опаской. Обычно она отказывается. Если взрослый предлагает сладость (конфету, печенье) я тоже не беру, отвечаю: "Мы это не едим. Бережем зубки". Если что-то на мой вкус съедобное, например, ягоду или фрукт, то я соглашаюсь взять сама и, если считаю возможным, то передаю ребенку, если считаю невозможным, то убираю в сумку и потом выкидываю. Я стараюсь в любом случае улыбнуться и сказать "Спасибо", но не прошу дочь никогда ничего брать из вежливости. Мы — дети большого города, она и не берет. В общем, такая реакция "зашита" в архетипы известных сказок, например, яблочко в сказке о спящей царевне и семи богатырях или белоснежке и семи гномах. Здесь мы попадаем в очень важную область балансирования между доверием к миру и сохранением своих границ, инстинктом самосохранения. В идеале, мы должны научить ребенка распознавать, от кого можно, а от кого нельзя принимать подарки и помощь. Это сложно, но это должно быть сделано изначально, в маленьком возрасте, пока мы рядом и пока силен его собственный природный инстинкт самосохранения и в то же время пока закладываются базовые социальные программы.