Как научить быстро читать первоклассника

Как подружить ребенка с книгой? Читать вместе и обсуждать каждую книгу, даже если она для самых маленьких. Накануне Общероссийского Дня библиотек «Правмир» публикует 15 советов журналиста Джейсона Буга, которые научат вас интерактивному чтению. Книга «Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой» Джейсон Буг выходит этой весной в издательстве «Альпина Паблишер».

Читайте также

Детям и родителям Не только сказки: чем занять ребенка дома? Читаем, играем и готовим угощение вместе с Изадорой Мун Жизненно 12 сборников сказок для современных детей Тренды Зачем нужна «Маленькая злая книга» Рассказываем о волшебном способе приучить ребенка к чтению Жизненно 5 детских нон-фикшн книг Или что почитать тем, кто хочет передохнуть от сказок Детям и родителям Больше никакого крика: как жить с ребенком легко Книги-помощники для тех, кто устал быть родителем Тренды Кто такой Стив и почему детям стоит познакомиться с его «Дневниками» Детям и родителям Как защитить детей в интернете: 7 правил для ответственных родителей Техника безопасности от киберпсихолога Мери Айкен Тренды Лучшие книги для рождественских гаданий Составляйте точные прогнозы по рунам, картам и звездам

С какого возраста начинать обучение в домашних условиях

Психологи не рекомендуют обучать малыша чтению по словам или по слогам до достижения ими 4-летнего возраста. До 4 лет концентрация внимания у детей невысокая, им будет сложно и неинтересно сидеть продолжительное время за книжкой. Однако первое знакомство с отдельными звуками можно начать с 3–3,5 лет. Ознакомление не должно проходить в алфавитном порядке, так как в этом возрасте у детей еще не развита логика.

Читайте также:  Особенности психологии ребенка — советы для родителей

Начинать учить ребенка читать по слогам нужно не раньше 4 лет

С какого возраста начинать обучение в домашних условиях

Оптимальным временем для начала обучения чтению по буквам считается возраст от 5 до 6 лет. Но следует учитывать индивидуальные особенности дошкольника, его психологическую готовность и желание обучаться, наличие необходимых для учебного процесса навыков.

Упражнение «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Упражнение «Пол-арбуза»

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение «Пол-арбуза»

Особенные упражнения

Однако не стоит забывать, что скорость чтения напрямую зависит от умения ребенка концентрироваться, быстро ориентироваться в тексте, буквально «цепляться» взглядом за нужную строчку. Специальные упражнения помогут развить тот или иной навык (либо же избавиться от ненужных привычек).

Расширяем поле зрения

Для этих целей подойдет:

Таблица Шульге. Представляет собой квадрат с красными и черными цифрами, которые напечатаны вразнобой. Ребенку необходимо максимально быстро выстроить всю цепочку от 1 до 25, выбрав один из цветов. Уже через несколько повторений школьник начнет видеть боковым зрением и сможет читать быстрее.

Читайте также:  В ожидании чуда. Готовим приданое для ребенка

Клиновидная таблица. Довольно необычное упражнение, в котором ребенку необходимо концентрироваться на верхних цифрах и проговаривать все числа вслух.

Подавляем регрессию

Из-за регрессии скорость чтения очень сильно падает, т.к. взгляд постоянно возвращается на прочитанную только что строку. Избавиться от столь нежелательного эффекта удается за счет:

Использования указки. Для этих целей подойдет обычный карандаш, который будет двигаться только вперед – ребенок волей неволей будет следить за указателем и перестанет «отпрыгивать» назад.

Ежедневных «замеров». Чтобы мотивировать ребенка, нужно лишь каждый день высчитывать количество прочитанного текста. Стремясь улучшить свой результат, малыш будет стараться меньше повторять «пройденное».

Подавляем артикуляцию

жужжать в процессе чтения (очень шумная, но эффективная техника «Шмель»);

барабанить пальцами или ручкой по столу (темп при этом постепенно увеличивают);

читать под музыку (концентрируясь на понимании текста);

плотно сомкнуть губы и зажать рот ладошкой.

Задания для корректировки внимания и концентрации

Скорость осознанного чтения также зависит от внимания и умения концентрироваться. Развить эти навыки помогут следующие упражнения:

составление коротких слов из одного большого (например, «лес, тост, вред» из «представительство»);

поиск отличий в парных конструкциях (например, в «киса-лиса», «тон-ток» и прочих);

чтение текста, напечатанного разными шрифтами (это не должно отвлекать ребенка);

поиск перепутанных слов и возвращение их на законное место (например, во фразе «елочке маленькой зимой холодно»);

выделение главной мысли текста после прочтения (или спорных моментов);

чтение одним глазом (правым и левым попеременно);

отгадывание шарад и ребусов.

Развитие антиципации

У большинства взрослых этот навык развит довольно хорошо. Он проявляется в угадывании слова, исходя из смысла текста. Ребенку развить подобное умение поможет чтение текста: вверх тормашками (желательно сначала прочитать его в «нормальном» виде); закрытого по краям линейкой или бумагой (ребенок будет вынужден подставить слово, подходящее по смыслу); в котором закрыта верхняя часть строки (видна только половина буквы).

Читайте также:  Бутылочка для кормления новорожденного ребенка, какой она должна быть

Тренировка памяти

Что касается памяти, то существует множество упражнений для ее тренировки. Причем можно задействовать любой понравившийся текст или случайные слова:

Визуальный диктант. Ребенок прочитывает текст целиком, после чего все фразы закрывают листом бумаги (остается лишь одно предложение). Школьнику предстоит за 10 секунд запомнить его и написать по памяти.

Цепочка. Ребенок прочитывает 3-5 слов, относящихся к одной теме (например, «дом, комната, кровать, сон»). После этого он должен воспроизвести их в нужном порядке устно и записать на листе бумаги. Со временем цепочку можно продлить до 10-12 слов.

Ремонт слов. Ребенку предстоит прочитать незнакомый для него текст, в котором есть слова с «потерянными» буквами. Ему необходимо понять их значение и заполнить пробелы.

Чтение в паре со взрослым

Не стоит забывать, что первокласснику бывает очень сложно привыкнуть к ежедневным занятиям. Поддержать его в этот момент – первостепенная задача родителей. Не заставляйте школьника читать в одиночестве, а составьте ему компанию. Так, в паре можно проработать следующие упражнения:

совместное чтение (взрослый читает вслух, ребенок – про себя);

эстафета (по аналогии с первым упражнением, но роли время от времени меняются);

хвостик (взрослый и ребенок читают один и тот же текст с отставанием в 3-4 слова – чужой голос сбивает с мысли и заставляет лучше концентрироваться на прочитанном).