Как быстро и без проблем научить ребенка говорить букву «р»?

«Р» — самый сложный по артикуляции звук русского языка. В ряде языков мира этого звука нет совсем или имеются другие «варианты» его произнесения: в немецком и французском «р» гортанное, в английском произносится без вибрации, а в китайском такого звука нет вообще, и при заимствовании иностранных слов китайцы меняют его на «л». Кстати, в японском языке с точностью до наоборот – есть «р», но нет «л».

Причины неправильного произношения

  • Одной из самых распространенных является неправильный подход родителей к общению с ребенком. Если папа и мама, бабушки и дедушки, повторяют за чадом его детские слова, сюсюкаются с ним, то общение остается на уровне ребенка. Он тогда не видит примера правильной речи. Ему не известны правильные слова. Общайтесь чётко, поправляйте неправильное его произношение и не используйте в своей речи коверканных слов.
  • Следующая причина – нарушения в строении речевого аппарата ребенка: а) короткая связка под язычком, что затрудняет его движение; б) слишком большой или маленький размер языка, что препятствует хорошей дикции; в) нарушения в строении челюсти и дефекты строения зубов; г) слишком толстые или тонкие губы, что затрудняют артикуляцию губных звуков.
  • Также одной из причин оказывается нарушение в восприятии малышом звуков. Такие нарушения приводят к тому, что дитя не распознает отдельные звуки и следовательно не может их правильно воспроизвести.

Причины плохого звукопроизношения

По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.

Причины нарушений речи у детей

Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже — основные причины дефектов речи.

  • Социальные.
    • Педагогическая запущенность. Если ребенок растет в неблагополучной семье или ему уделяется недостаточно внимания из-за вынужденной занятости родителей, нередко наблюдаются проблемы с речевым развитием — дети позже начинают говорить, дефекты дикции ярко выражены и т. д.
    • Двуязычие. Если в семье говорят на двух и более языках, ребенку бывает сложно разобраться в произношении, и он путается в звуках. Научить ребенка букве «Р» в такой ситуации довольно сложно. o Дефекты речи у окружающих. Если один из родителей, бабушка или няня неправильно произносит те или иные звуки, с большой долей вероятности такой же дефект будет и у малыша. Ведь он все повторяет за взрослыми.
    • «Сюсюканье» родителей. Многие полагают, что если искажать слова, подражая ребенку, то он будет лучше их понимать. Либо они это делают, потому что считают забавным. В итоге ребенок редко слышит верный вариант, отчего замедляется развитие речи.
  • Особенности строения артикуляционного аппарата. Это может быть укорочение уздечки языка, слишком большой язык или губы, неровно растущие зубы (часто так бывает из-за злоупотребления соской в раннем возрасте), нетипичное расположение нижней челюсти (выдается вперед или «задвинута» назад), незаращение (расщепление) нёба.
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата в результате перенесенных заболеваний. Вялость, слабость и малоподвижность языка, губ, мышц нижней челюсти и гортани.
  • Недостаточность фонематического восприятия. Ребенок неправильно слышит звуки и, соответственно, неправильно их произносит. Обычно это проявляется тем, что он путает звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.
  • Снижение слуха.
  • Нарушение дыхания. Если у ребенка, например, хронический гайморит, аденоиды, сердечно-сосудистое заболевание, то воздух идет через дыхательные пути не типично, что нередко влияет на дикцию.
Читайте также:  Детские размеры одежды (таблица детских размеров)

Прежде чем начинать логопедические упражнения, необходимо выяснить причины дефектов речи и по возможности их устранить, иначе занятия могут быть неэффективными. Обратите внимание, что иностранный акцент, региональное «оканье» или «геканье» не являются дефектами речи.

Как научить ребенка выговаривать букву р дома?

Если доктор в результате осмотра не обнаружил никаких физиологических отклонений, препятствующих правильному произношению, значит, нужно заняться развитием артикуляционных мышц. Это можно проделать самостоятельно в привычных домашних условиях, используя специальные логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи:

  • Воспользуйтесь игрушечным автомобилем или трактором и, играя с ребенком, сначала заведите мотор. Для этого чистым большим пальчиком руки ребенок должен делать вращательные движения во рту под языком. После чего подражайте урчанию двигателя.
  • Возьмите картинку с изображением лошадки и научите ребенка цокать языком, подражая стуку копыт.
  • После еды можно организовать игру «Чистим зубки»: для этого нужно растянуть губы в улыбке и кончиком языка водить из стороны в сторону по внутренней поверхности верхнего ряда зубов. Важно, чтобы двигался только язык.
  • Проведите соревнования, чей язык длиннее. Для этого нужно как можно дальше высовывать язык изо рта.
  • Для тренировки кончика языка ребенок должен на протяжении 2-3 минут быстро повторять звук д или т.

Закончили упражнения, переходим к скороговоркам и проговариваем их по несколько раз. Можно использовать такие скороговорки с буквой р:

  • Под горкой на пригорке жили тридцать три коровки.
  • Выдра в ведро от выдры нырнула,

Выдра в ведре с водой утонула.

  • В недрах тундры выдры в гетрах

Тырят в вёдра ядра кедров.

  • Рисовала Лариса акварелью нарциссы,

Георгины гуашью рисовала Наташа.

Как обучить ребёнка произносить нужный звук

Что могут сделать родители, не прибегая к помощи специалиста? Прежде всего нужно рассказать ребёнку, что он должен чувствовать, когда произносит звук «р»: главное – ощутить вибрацию. Объясните, как нужно располагать язык во рту, куда он должен упираться при произнесении. После этого можно переходить к практике. Подберите слова, содержащие эту букву, и проговаривайте их вместе с ребёнком, выделяя её особо. Можно произносить и разнообразные звуки: как рычит тигр («р-р-р!»), как стреляет пистолет («тррра-та-та!») и так далее. После отдельных слов и звуков можно перейти к стихам и скороговоркам. Важно, чтобы ребёнок как можно больше разговаривал; выучиться нужному звуку можно только с помощью постоянной речевой практики.

Читайте также:  Воспитываем мальчика и девочку: в чем разница?

При этом необходимо проверять, всё ли правильно делает ребёнок. Обратите внимание на то, как он располагает губы. Если вибрация языком упорно не выходит, можно слегка подёргать уздечку его языка.

Упражнения для развития артикуляции

Существуют простые упражнения, которые помогут ребёнку выучить букву «р», а также развить двигательные способности языка в целом.

  1. В первом упражнении необходимо коснуться языком бугорков над верхними зубами (альвеол). Данное упражнение направлено на растяжку подъязычных связок. Язык должен лежать на бугорках не менее двадцати секунд.
  2. Второе упражнение заключается в покусывании кончика языка. В это время ребёнок должен широко улыбаться. Упражнение возбуждает мышцы языка.
  3. Третье упражнение подводит ребёнка к правильному произнесению нужного звука. Он должен широко открыть рот и произнести букву «д», касаясь языком не передних зубов, а альвеол. Этот звук он должен произнести несколько раз подряд. Можно постепенно увеличивать скорость его произнесения.

Для ещё одного необычного упражнения следует нарезать очень маленькие кусочки бумаги. Один кусочек кладётся на кончик языка сверху, а затем ребёнку предлагается сдуть или выплюнуть его, для чего кончик языка надо прижать к альвеолам и с силой выдохнуть через рот. Язык при этом произведёт вибрацию, другими словами, ребёнок непроизвольно произнесёт звук «р». Повторив это упражнение несколько раз, можно добиться того, что малыш поймёт, что от него требуется, и станет произносить этот звук постоянно – уже без бумажки на языке.

Многие дети с помощью этих упражнений успешно осваивают букву «р», так что визит к логопеду не требуется вовсе.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Концентрация и устойчивость внимания
  • Как научить ребенка читать быстро и правильно
  • Как научить ребенка читать по-английски
  • Как заинтересовать ребёнка читать?
  • Познавательные процессы
  • Как развить силу голоса?
  • Медитация для детей
  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Настраиваемся на новый учебный год
  • Как научить ребенка читать

Ключевые слова:1Дети

Учимся играя

Прежде всего нужно подготовить речевой аппарат чада к предстоящим усилиям. Упражнениям для развития артикуляционного аппарата можно уделять от нескольких минут до получаса в день, главное – делать это регулярно, желательно – больше одного раза в день. Помните, главное правило успешного обучения детей – им должно нравиться то, чему их учат, они должны получать удовольствие от процесса. Поэтому для развития соответствующих мышц речевого аппарата лучше всего подойдет гримасничанье. Это можно превратить в увлекательную игру, весьма полезную для дела. Малыш с удовольствием будет изображать выражение различных людей и зверушек, складывать язык «трубочкой», пытаться достать им до коника носа и так далее.

Читайте также:  Водянка головного мозга у новорожденного

Полезно: Календарь развития шестимесячного ребенка

Следующий шаг – научить ребенка произносить букву «р» отдельно. Это тоже лучше обставить в игровой форме – просить кроху показать, как рычит волк, как тарахтит трактор и так далее. Предварительно нужно максимально доступно и подробно объяснить, какое положение должен занимать язык по отношению к нёбу, насколько нужно приоткрывать рот при произношении «р». Как правило, язык должен слегка касаться нёба прямо над верхними деснами, однако ввиду разного строения ротовой полости, челюстей и гортани положение может незначительно меняться.

После того, как малыш научится «рычать», следует обучить его встраивать «р» в слоги. «Ра, ро, ру» и т .д. Потом – сдваивать и страивать эти слоги («ра-ра-ра», «ру-ру»), желательно придумывать что-то ритмичное, что будет весело повторять или даже напевать. Далее – предложите крохе комбинировать слоги с «р», а потом – произносить простые слова («руль», «грач», «роль»). Если малютка успешно пройдет все эти этапы, у него не будет проблем с произнесением «р» в любых словах.

И главное, о чем надлежит помнить родителям, – дети подражают взрослым. Чтобы стимулировать ребенка учиться, вы должны быть для него примером. Всегда четко произносите букву «р», обращайте внимание малыша на то, что ему следует научиться произносить эту букву не менее четко, но не давите на него и не насмехайтесь. Если ребенок увидит, что для вас это важно, он захочет научиться правильно говорить сам.

Полезная информация

  • Если ребенок болен или по какой-то причине отказывается заниматься, не нужно давить на него и следовать правилу регулярности. Так можно совсем отбить охоту у маленького труженика.
  • Нужно постараться заинтересовать малыша и сделать занятия максимально веселыми. Игра – это самый лучший способ достичь хорошего результата в небольшие сроки.
  • Если ребенок в 5 лет все еще затрудняется произносить некоторые звуки, это является главным поводом обратиться к логопеду. Квалифицированный специалист проверит тонус языка, уздечку, фонематический слух, и после этого назначит комплекс занятий на исправление выявленных дефектов речи.