30 вопросов детским психологам, которые вы хотели задать

Возраст 5 лет характеризуется интенсивным формированием когнитивных функций на основе предпосылок, проявившихся в младенчестве и ясельном возрасте. Впервые появляется осознанное желание «быть как взрослый», ведь именно сейчас ребенок осознает, что он – индивидуальность, и активно идентифицирует себя со своими родителями, знакомыми, героями из книг и мультфильмов.

Особенности развития

У ребенка в 6 лет начинает проявляться ответственность, уходит суетливость. Отмечается изменения в костной системе, мышечной массе. Мальчик в 6 лет проявляет резвость и проворность движений. Надо правильно развивать и применять эти качества. Мальчик всегда с удовольствием выполнит ваше задание, в отличие от девочки. По натуре все мальчики следопыты и странники. Детям 6 лет нужны более сложные задания: собирание фигур с множеством маленьких деталей, раскрашивание объемных и крупных рисунков. Рекомендуются общеобразовательные и подвижные игры. Следует уделять внимание активным прогулкам детей на свежем воздухе с велосипедом, самокатом, на роликовых коньках.

Воспитание детей 6 лет определяет 2 направления: подготовка к школе и развитие логики, формирование индивидуальных особенностей. Дошкольная подготовка включает в себя: формирование способности думать индивидуально, анализировать, мыслить логически.

Развитие логики ребенка — фундамент успешного обучения в школе.

Важно научить, не просто запоминать, а уметь сравнивать, группировать, определять закономерности, делать выводу. Дети этого возраста очень быстро запоминают, но так же быстро и забывают. Хорошо запоминается только то, что понятно. Память необходима для развития интеллекта детей. Существует 3 категории памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная.

Особенности развития

У детей этого возраста преобладает зрительная и слуховая память, которая дает возможность выделять важные показатели вещей.

Методы улучшения памяти для детей:

  • повторение группы слов несколько раз подряд;
  • воспроизведение и описание увиденного;
  • заучивание набора слов;
  • запоминание изображенных предметов;
  • упражнения и игры.

Важно акцентировать внимание детей на выделение главного, научить группировать, характеризовать качества предметов.

Читайте также:  Детская психология — как узнать мысли и характер ребенка

Память

В этом возрасте ваш ребенок бьет все рекорды запоминания. Ничего, абсолютно ничего не способно пройти мимо него без того, чтобы он запомнил хотя бы малую часть данного события. Интересной особенностью психического развития ребенка 5 лет является непроизвольность процесса «запечатления» в памяти. Это значит, что механизмы запоминания работают «сами по себе», без приложения усилий. Но, конечно, все, что он таким образом выучит, не будет иметь никакой системы, и лишь будучи школьником, ребенок начнет понемногу осознавать и классифицировать информацию.

Тем не менее, этот этап крайне важен для гармоничного развития ребенка. Поэтому пользуйтесь моментом, разговаривайте много с чадом на самые разнообразные темы, читайте и смотрите познавательные передачи.

Что должен уметь ребенок в лет

Физическое развитие

  • Легко меня скорость бега, ускоряться или замедляться.
  • Делать простые упражнения, основанные на ходьбе: шагать на носках и пятках, двигаться приставными шагами, бежать высоко поднимая колени или закидывая ноги назад.
  • Ловить и бросать мяч.
  • Прыгать на двух ногах, спрыгивать с физкультурной скамейки и перепрыгивать через небольшие препятствия.
  • Уметь следовать правилам простых спортивных игр.

Гигиенические навыки

  • Самостоятельно есть, пользуясь столовыми приборами.
  • Чистить зубы, умываться, мыть руки после прогулки и перед едой.
  • Раздеваться и одеваться, самостоятельно застегивая одежду.

Социальные навыки

  • Здороваться, прощаться и благодарить в соответствующих ситуациях.
  • Активно контактировать со сверстниками в знакомом коллективе, участвовать в общих играх.
  • Слушать инструкции родителя или педагога и выполнять их.

Интеллектуальные навыки

  • Знать простые геометрические формы (круг, квадрат, пирамида).
  • Знать основные цвета.
  • Знать цифры и считать в пределах десяти
  • Знать дни недели и месяцы. Понимать, что такое часы и минуты.
  • Владеть основами анализа: определять, что было причиной, а что — следствием; уметь группировать предметы по общим признакам.

Развитие речи

  • Составлять развернутые предложения.
  • Изменять слова при помощи приставок и суффиксов.
  • Подбирать к словам синонимы и антонимы.
  • Делить слово на слоги.

Ваш ребенок уже знает и умеет все это? Тогда перед вами стоят новые важные задачи! Через пару лет ваш малыш сядет за парту и, разумеется, нужно заранее подготовить его к такому важному жизненному этапу. Основа учебы в этом возрасте – игра. Поэтому мы расскажем вам о важных играх, которым нужно уделять внимание как можно чаще.

IV период.  Школьный (от до лет).

I период.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Крик новорожденного является его первой голосовой рефлекторной реакцией.

К двум месяцам  первые голосовые реакции ребенка (крик, плач, кряхтение) приобретают коммуникативное значение, появляются отчетливые голосовые модуляции  (радость, повизгивание, хныканье).

     К 3 месяцам у ребенка начинает формироваться слуховое внимание, появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. В этот период у ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они тихо, часто с закрытым ртом.

   К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление – напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию. 3 – 4,5 месяца считается периодом «истинного гуления»: ребенок начинает гулить в ответ на положительные эмоциональные раздражители. Вне «комплекса оживления», без эмоциональной стимуляции гуление возникает уже с 3,5 мес. (Е.М. Мастюкова).

Как не вырастить ребенка-эгоиста?

Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских. Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет.

Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке. Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой. Я часто с этим сталкиваюсь. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей.

Что происходит в первые года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.